|
Для меня индикатором качества драматургии во многом является актерская игра. Если появился у артистов азарт, значит, почуяли они в пьесе нечто. Захотелось им не просто произносить положенные их героям тексты, но играть! значит, есть что играть. Оттого, по-моему, «Халам-бунду
» и наполнена сплошь яркими, выразительными характерами, каждый из которых, будь то «новый русский» Владимирцев, «предводитель районного дворянства» Лукошкин или спившийся ученый Костя, по-своему симпатичен. Именно симпатичен, ибо верно списан сначала автором, а потом «схвачен» актером. Особенность спектакля удивительная ровность актерской игры: здесь вдохновение озарило всех и народную артистку Веру РАБОВСКУЮ, и ее остальных коллег со званиями и без. Здесь просто нет слабых актерских работ. Разве не чудо? А ведь актеры все те же, что были заняты во многих других спектаклях театра, и далеко не все они там блистали. Тут свою роль сыграл как раз режиссер, сумевший абсолютно точно поставить задачу и проследить ее исполнение. Чего стоит совершенно новая Ирина БАРАННИКОВА, вдруг от «высоких» героинь вроде Анны КАРЕНИНОЙ так лихо шагнувшая в откровенную комедийность, острохарактерность? И так успешно шагнувшая. Только бы сумела сберечь она после этой роли такое вот тонкое профессиональное чутье и профессиональную готовность на все открывшиеся ей новые пути и тропки в освоении образов. А как неожиданно великолепен мэтр сцены Виктор ПОМОРЦЕВ, которого зритель привык видеть, увы, лишь в небольших рольках официантов да камердинеров. Нет, оказывается, он способен сделать куда больше, вот приятное открытие
Почти подвиг совершает в спектакле заслуженный артист РФ Владимир АЛЛАХВЕРДОВ, и вовсе не только потому, что три часа подряд высиживает наверху высоченной стремянки (хотя попробуйте-ка посидите!). Их дуэт с Верой РАБОВСКОЙ ужасно трогателен в своей преувеличенной условиями драматургии комичности, в гипертрофированно-насмешливых ситуациях, в эдакой демонстративной старомодности.
На подъеме работает, как это ему вообще свойственно, заслуженный артист РФ Александр РОСТОВ, чей полуспившийся, но отнюдь не утративший способности чувствовать, переживать, надеяться сорокалетний «мальчик» Костя являет собой типичный образ героя нашего времени. Неприглядный, потерянный, но и заслуживающий, ей-богу, лучшей доли, нежели та, что досталась ему в постсоветской России. Рядом еще один столь же типичный персонаж жена Марина, волею тех же обстоятельств освоившая «модную» нынче профессию челнока: Людмила ДЮЖЕНОВА ведет свою роль с ощутимым внутренним напряжением, за ее внешней сдержанностью видишь такую понятную усталость, так глубоко запрятанный сгусток эмоций
А как колоритен телохранитель Болик артист Игорь БАРТАШ: глуповато-наивная гора мускулов, доведенная до абсурда преданность служаки хозяину, и все это в сопровождении замечательно тонкой, «пунктиром» прочитываемой иронии, с которой сам артист относится к своему герою
Весьма неординарен при всей своей вроде бы типичности и «новый русский» Александра ЖУКОВА. Вот целая гамма красок: не лишенный обаяния цинизм деляги и пройдохи, вдохновенный авантюризм, душевная «недоразвитость», характерная данному «классу», но и проклюнувшаяся вдруг жажда чистоты чувств и отношений, готовность если не перейти в «лагерь» этих чудаковатых милых КУРОПАТОВЫХ, то хотя бы надышаться атмосферой их такого доброго старого мира
Актер не только успевает прорисовывать все эти необходимые по роли черты, но еще и прибавляет своему ВЛАДИМИРЦЕВУ характерного «жуковского» скепсиса, «размешивая» сей коктейль, естественно, юмором.
Если вышеописанные персонажи несут каждый свою психологическую нагрузку, то вот два «киллера» Владимир ЗОРЯ и Илья КАЛИНИН откровенно пародийны, начиная от внешней экзотичности и заканчивая не скрываемой автором надуманности чего не сделаешь во имя сюжета! их присутствия как такового. Зритель принимает всей душой эту пародийность, веселится ей, как смачному анекдоту, охотно соглашается поиграть еще и в эту игру.
Нарочно так подробно говорю об актерских работах, ибо именно в них воплотилась удача постановки в целом. Правда, по слухам из закулисья, некоторые актеры выражали недовольство крутой рукой режиссера Анны Заицевой, дескать, слишком уж давит постановщик на их собственные индивидуальности. А по мне, так правильно делает, если получается такой результат! Уверена, обиды репетиционного периода зарубцуются, а вот творческий шаг вперед каждым участником будет оценен. Как уже оценил это чуткий, отзывчивый зритель, воздавший должное представленной нам в лицах современной «энциклопедии русской жизни».
В сцене из спектакля: «новый русский»-бизнесмен ВЛАДИМИРЦЕВ (арт. А. ЖУКОВ), его телохранитель Болик (арт. И. БАРТАШ), бывший ученый Костя (засл. арт. РФ А. РОСТОВ) и «предводитель районного дворянства» Лукошкин (арт. В. ПОМОРЦЕВ). Режиссер Анна Заицева.
Статья о спектакле «Халам-бунду
» режиссера Анны Зайцевой написана Натальей БЫКОВОЙ, фото Алексея БАТУРИНА. Ставропольская правда. |
|